Ямская служба

В наши дни, чтобы отправить весточку, можно бросить письмо в почтовый ящик, а проще послать текст по электронной почте или ЗМв-сообщение по мобильному телефону. В старину о таких скоростях передачи информации никто и не мечтал. Еще сто лет назад основным способом доставки почты были лошади.

Уже во времена Киевской Руси население было обязано предоставлять лошадей для княжеских гонцов, которые скакали на них от одного населенного пункта до другого, - пересаживались на свежих коней. В XIII веке в нашей стране появились первые почтовые станции, где можно было не только переменить лошадей, но и перекусить, немного отдохнуть. В конце XV века вся территория России была покрыта сетью таких станций. Расстояние между станциями составляло 50-60 километров. В начале XVII века в стране было основано специальное государственное учреждение - Ямской приказ. В его обязанности входило создавать ямские станции - «ямы» - и следить, чтобы сеть таких станций работала бесперебойно. Возникли профессиональные перевозчики - ямщики. Это слово пришло к нам из татарского языка, на котором ямчи означало «проводник». Ямщиков выбирали из местного населения.

Были установлены нормы скорости, с которыми должны были гнать по дорогам ямщики. Летом в час они должны были покрывать по семь верст, осенью и зимою чуть меньше - по пять верст. Из Москвы с помощью таких станций, постоянно меняя на них лошадей, можно было доставить сообщение до западной границы страны за две-три недели. Со временем ямщиков стали использовать в качестве почтарей. Теперь почтовая служба была доступна не только князьям и московским правителям. Ею за определенную плату могли воспользоваться и дворяне, и торговые люди. Благодаря такой службе в Москву стали регулярно доставлять иностранные газеты. Ямские станции можно было использовать и для передвижения по стране. Путешественники платили «прогоны» - оплачивали нанятых лошадей. На них существовала установленная цена - по 8-10 копеек за одну лошадь на одну версту (примерно 1 км). Деньги в те времена это были немаленькие.

В прошлые времена ямщики составляли в стране особую касту людей. В крупных городах они нередко солпллсь вместе, образуя отдельную слободу. Такие названия улиц, как Ямская или Николоямская, сохранившиеся ДО наших дней, указывают на места таких поселений. Работа ямщиков была трудной, а порой и опасной. Зимой могли напасть волки, случались и разбойные нападения. Ямщики были обязаны «выезжать на трассу» в любое время года и суток. В популярной русской песне поется о том, как «в степи глухой замерзал ямщик». Такое действительно случалось.