Медный всадник

Медный всадник

Конный памятник Марку Аврелию был хорошо известен французскому скульптору Этьену-Морису Фаль-коне. Он не только подробно изучал его, но и написал небольшой трактат об этой скульптуре. Столь подробный анализ был ему необходим для выполнения главной работы своей жизни - памятника Петру I, который он должен был выполнить по указу императрицы Екатерины II. Фальконе прекрасно понимал, что этот монумент должен стать не только скульптурным портретом великого самодержца, но и наглядным символом его реформ, всколыхнувших Россию. Воображение скульптора, хорошо знакомого с жизнью Петра I, подсказало ему верный и емкий образ всадника, поднимающего коня на дыбы и сдерживающего его на краю обрыва.

«Когда мне пришла мысль создать коня, несущегося галопом в гору, - писал Фальконе - я не доверился ни памяти, ни тем более воображению, но обратился к натуре. Для этого я велел насыпать возвышение с тем наклоном, какой должен был иметь пьедестал. Малейшая неточность наклона сильно видоизменила бы движения коня. Не однажды, но сотни раз наездник по моему приказанию проскакал галопом на различных лошадях. Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей, Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон, ибо это единственный способ познакомиться с предметом».

Во времена Фальконе не было фотоаппаратов, поэтому художнику приходилось полагаться на свою цепкую зрительную память художника. «Позировали» ему Бриллиант и Каприз - два прекрасных скакуна, выбранных на конюшнях графа Орлова, 7 августа 1782 года при огромном стечении народа памятник был открыт. Он получил название «Медный всадник». Фигуры императора и вздыбленного коня составляли единое композиционное целое. Впервые в истории скульптору удалось создать конную статую, которая, казалось, опирается только на две задние ноги лошади. Создавалось впечатление, что в следующее мгновение конь с громким цоканьем опустит свои копыта на гранит постамента.

Решить такую сложную задачу Фальконе удалось благодаря фигуре змеи, которая олицетворяла собой врагов Петра. Хвост лошади касался одного из изгибов ее тела, и так возникала третья точка опоры. К тому же толщина меди в крупе и хвосте коня была гораздо больше, чем в передних частях статуи.